%d0%b1%d0%b8%d1%82%d1%8c-%d0%b8%d0%bb%d0%b8-%d0%bd%d0%b5-%d0%b1%d0%b8%d1%82%d1%8c

Бить или не бить?

Педагогика

Ольга Лавриненко

Каждый родитель рано или поздно сталкивается с ситуацией непослушания. И встает закономерный вопрос: «Как наказать?». Множество мифов и сформированных общественных установок загоняют взрослого человека в тупик: бить нельзя, кричать тоже, а обозначать границы жизненно необходимо. Вместе с Ольгой Лавриненко, директором центра развития «Синяя птица», мы выяснили, где проходят воспитательные границы, и как выйти из сложной ситуации на позиции «победитель-победитель». Бить или не бить?

Начнем с того, что в педагогике нет строгого запрета на физические наказания. Известные педагоги, ученые, государственные деятели, которые стояли на гуманистических позициях, просто предостерегали от бездумного применения наказаний. Общественная установка сформировалась из-за крайней позиции, когда в качестве наказания ребенка избивали до синяков и ссадин. Это — крайность, до которой доходить ни в коем случае нельзя. Такое отношение унижает не только физически, но и морально. Поэтому, даже если у вас «зашкаливают» эмоции, вы обязаны осознавать границы допустимого поведения в вашей семье и не переходить их.

Другая ситуация — это истерика ребенка. Когда родитель видит, что ребенок кричит и слов уже не слышит, то есть сознание отпустило бразды правления, необходимо срочно действовать. В момент серьезного всплеска эмоций головной мозг «отключается». Чтобы его «включить», необходимо послать более сильный импульс, например, похлопать по щекам, ударить по какому-то предмету рядом или издать очень громкий звук, который произведет отрезвляющее действие. В такой ситуации срабатывает инстинкт самосохранения, и ребенок «выныривает» из истерики, так как ощущает опасность. Как только истерика чуть-чуть «отхлынула», нужно сразу переключать ребенка на другую деятельность: напоить его, увести в другую комнату, умыть или даже брызнуть водой. В данном случае шлепок — это не физическое наказание. Он играет роль «выключателя» истерики, который возвращает ребенка в реальность и «включает» головной мозг.

Родители часто сталкиваются с желанием применить ремень в воспитательных целях. Привычная ситуация: родитель предъявляет требования, ребенок отказывается их выполнять, да еще и огрызается в ответ. Помните, когда ребенок начинает пререкаться в разговоре — родитель для него уже не авторитет. Вам придется либо показывать свою силу, повышая голос или берясь за ремень, либо всё-таки, избегая крайних мер, попробовать привлечь сторонних авторитетов (второго родителя, бабушек, дедушек и даже сказочных героев). Очень важно создавать вокруг среду авторитетов, которые поддерживают вашу стратегию воспитания и являются значимыми для ребенка.

Детская студия "Синяя птица" Бить или не бить?

Еще одна стратегия в воспитании, которая сейчас считается очень модной — компромисс. Все вокруг твердят, что с ребенком надо договариваться и искать его. Но компромисс возможен там, где у ребенка есть выбор (красная или желтая конфета, сказка или мультик). Но если выбора нет (встать и идти в садик нужно при любом раскладе), то компромисса быть не может. Дайте возможность ребенку пережить всю трагичность ситуации, но доведите свою линию до конца.

Дети очень тонко чувствуют родителей и других значимых взрослых. Манипуляции в поведении направлены на формирование комфортной среды вокруг себя, и это нормально. Важно четко отстаивать свою позицию. Если ситуация требует активных действий, то алгоритм должен быть один: убеждение — предупреждение о реальной угрозе (ремень или полотенце в зоне видимости ребенка) — шлепок как точка разрешения в том случае, если первые два шага не помогли. Многие оставляют угрозу на словах и не переходят к активным действиям, боясь нанести ребенку психологическую травму. Но именно наша неуверенность формирует в детях полное отсутствие границ и непринятие иерархии. Заслуженный шлепок не лишает вашего ребенка потока любви, а определяет границы дозволенного. Но каждый воспитательный акт должен заканчиваться проговариванием правильного поведения и искренним прощением. И чем старше ребенок, тем больше силы должно быть в ваших словах.

Детская студия "Синяя птица" Бить или не бить?

Часто после конфликтной ситуации родитель испытывает чувство вины. Как правило, это показатель того, что ситуация вышла из-под контроля. Осознайте: шлепок стал «горьким лекарством», который привел в чувства ребенка, или он стал выражением вашего бессилия? В первом случае чувство вины будет минимальным. Второй случай — знак, что нужно обратиться к специалистам за помощью.

В центре развития «Синяя птица» много внимания уделяют работе с эмоциями и установлением границ. Психологи центра проводят специальные лекции для родителей и работают по индивидуальным запросам. Большой опыт позволяет предлагать родителям различные методы, ведь порой только эффект неожиданности может привести к желаемому результату. Вместе с «Синей птицей» растут не только дети, но и родители. А это — залог гармоничного будущего.

НАШИ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

раннее интеллектуальное развитие;
подготовка к школе;
психологи;
репетиторы;
логопед.

КАК НАС НАЙТИ

Бить или не бить?
Тел.: +7 (3842) 76-30-16
(единая справочная)
www.bluebird42.ru

 

 

Поделится в ...