Как научить ребенка читать?

Школа готовит детей к жизни. А кто подготовит их к школе? В предыдущем номере мы уже рассказывали о детской студии «Синяя птица» — уникальном месте, где команда педаго- гов-профессионалов не только учит детей читать, считать и говорить по-английски, но и (это главное) раскрывает их потенциальные возможности, развивает способности и на­выки. В этот раз «Авторский проект» попросил директора студии Ольгу Лавриненко рассказать нам об обучении чтению.

Ольга Лавриненко: Акцент в разработке программы мы делаем на чтение, развитие речи, письмо и математику — это те знания, которые реально пригодятся в школе. Но изю­минка в том, что мы не только даем формальные знания, но и всестороннее развиваем и воспитываем детей. Такой подход для нас очень важен, поэтому мы включили в программу английский, художественное воспитание, изучение окружающего мира и психологическую адаптацию.

Все эти блоки входят в каждое занятие — смена деятельности делает его дина­мичным, ярким. Дети легче восприни­мают большой объем материала и при этом не устают.

Все методики обучения — авторские. Конечно, при составлении программы мы опирались на различные методики (Колесникова, Жукова, Глен Доман, Монтессори, Шевелев): по крупицам собирали самое важное, добавляли наше собственное восприятие про­цесса. Все это объединили и выбрали лучшее.

А самое главное — мы привнесли вдох­новение в процесс обучения!

Как мы учимся читать В первые два месяца дети знакомятся с алфавитом. Нам нужно убедить­ся, что все дети знают, как звучит буква — именно знание звуковой формы буквы поможет ребенку нау­читься быстро складывать слоги. При изучении букв мы активизируем ассо­циативное мышление ребенка, которое помогает крепче связать образ буквы и ее звучание в памяти.

Старшие дети знакомятся с названи­ем букв, их местом в алфавите. Таким образом мы разводим понятия «звук» — «буква». Затем дети переходят к чте­нию.

Начинаем с чтения простых слогов и слов в форме игры и сказок. Осо­бенность нашей методики обучения чтению в слиянии двух техник: анали­тического и синкретического чтения. Аналитика — формальное соединение букв и запоминание их фонетической формы. Синкретика — восприя­тие и запоминание слова целиком, не разделяя его на отдельные элементы. Ребенок не должен ду­мать, сможет он это сде­лать или нет. Он дол­жен почувствовать, что это интересно и легко, и что он хочет читать.

ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ МОМЕНТ, О КОТОРОМ МНОГИЕ ЗАБЫВАЮТ: КАК БЫСТРО РЕБЕНОК НАУЧИТСЯ ЧИТАТЬ, ЗАВИСИТ НЕ ТОЛЬКО ОТ ЕГО ЗНАНИЯ АЛФАВИТА И БУКВ. В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ОН ДОЛ­ЖЕН БЫТЬ ГОТОВ К ЧТЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ.

Как научить ребенка читать?

Советы родителям:

  • Учите буквы звуками. А если решили выучить алфавит, то объясняйте сразу: буква «Б» называ­ется [бэ], а звучит [б]. Именно ее звуковая форма нужна при чтении.
  • Помните, что вам тоже будет сложно учить сочетания китайских иероглифов. Поэтому не кипятитесь, если ребенок в десятый раз разду­мывает, как же этот слог читается. Находите всевозможные ассоциации, чтобы создать образ каждой буквы в памяти ребенка.
  • Используйте различные игры при обучении чтению. Помните, что в детском возрасте только игра является положительной мотивацией и дви­гателем прогресса. «Должен» и «обязан» могут наоборот, отбить всякий интерес и надолго за­тормозить процесс обучения вообще.
  • Не зацикливайтесь именно на устной работе. Раскрашивайте буквы, пишите их, лепите и даже вырезайте!
  • Ищите выученную букву в словах, которые найдете вокруг: в журналах, книгах, на вывесках. Изобразите восторг, если ребенок узнал и сам назвал букву: поддержите эмоционально своего маленького ученика. Ваши искренние чувства будут для него хорошим мотивом выучить еще что-нибудь новое, чтобы еще раз увидеть ваш восторг!
  • Читайте ребенку ежедневно! Это сформирует представление о том, что чтение — это неотъем­лемая часть жизни и позволит в школьном воз­расте легче воспринимать необходимость прочи­тывать большой объем информации.
  • Уделяйте внимание артикуляции и произноше­нию. Если ребенок произносит какой-то звук не­правильно, то и букву он свяжет с неправильным звучанием. Учите в первую очередь те буквы, которые ребенок хорошо произносит и старай­тесь ликвидировать дефекты речи, занимаясь самостоятельно или с логопедом.
Поделится