Познаем мир вместе с «Синий птицей»

Каждый родитель, желая дать своему ре­бенку как можно больше полезных знаний, рано или поздно сталкивается с тем, что его возможностей не хватает. Детские сады, конечно, помогают в освоении мира, но и этого недостаточно — существует пропасть между тем, что требуют школы и что дают детские сады. В первом классе ребенок должен иметь представление о, например, состояниях воды, классификации живот­ных и их признаках, должен владеть над- бытовой лексикой. Ольга Отпущенникова, директор детской студии «Синяя птица», рассказала, как безопасно познакомить ре­бенка с окружающим миром.

Первый этап развития ребенка — сенсор­ный, и он начинается с самого рождения. Не нужно ждать удобного момента. Зна­комьте вашего малыша с окружающим миром! Чем быстрее ребенок начнет ясно ощущать себя в этом мире, тем быстрее он начнет его осознавать. Холодная и го­рячая вода, громкие кастрюли и мягкие кошки — всё это дает огромное количество информации маленькому человечку. Давая возможность прикоснуться к бытовым ве­щам, вы формируете прекрасную базу для любознательности и развития интеллекта. Даже простые действия формируют в мозге важнейшие нейронные связи.

Но не только дом дает пищу для развития ребенка. Выходя во двор, вы попадаете в прекрасную развивающую среду. Исполь­зуйте прогулки по максимуму, закрепляйте
«пройденный материал» и знакомьте ребенка с чем-то новым. Если вы поймаете жука и пока­жете ребенку, то в его глазах будете бесстрашным супергероем! А такой авторитет, поверьте, дорогого стоит! Дарите детям новые ощущения, озвучи­вайте окружающее пространство, трогайте травку, лавочку, песок и асфальт. И пусть на этом этапе ребенок не может назвать предметы, которые он трогает. Но уже в этот момент в памяти откладывается много важной информации, которую он будет ис­пользовать в дальнейшем.

124

Начиная примерно с двух лет, ребенок вступает в аналитический этап разви­тия. В это время идет сбор информации и формирование образа, наращивается словарный запас. Для полной картины необходимо не только увидеть предмет, но и потрогать его (а если можно, то и по­пробовать), сравнить с чем-то похожим. Читайте ребенку ежедневно! И не только сказки, а еще короткие рассказы о природе. Чтение стимулирует анализ, восприятие и запоминание информации. А дополнитель­ные занятия способствуют формированию речевых центров.

Не стоит усаживать ребенка перед теле­визором в надежде, что он просмотрит научно-популярный фильм и всё запомнит. Ведь главное — не просто передать знания, а организовать процесс познавательной деятельности, в ходе которой ребенок сам «откроет» для себя что-то новое. Делайте с детьми опыты! В ходе опытной деятель­ности дети учатся выстраивать причин­но-следственные связи между предметами и явлениями, развивая доказательную сто­рону своей речи, а также учатся предугады­вать результаты опыта, то есть развивают логическое мышление.

С трех лет наступает следующий этап, на котором ребенок знакомится с миром тер­минов и абстрактных понятий. Река, рав­нина, лес… Теперь для ребенка слово — не просто набор букв, а конкретный образ. Программа, по которой работают педаго­ги из центра «Синяя птица», основана не только на работах классиков психологии и педагогики, но и на собственном, более чем десятилетнем опыте. Начиная с полу- тора-двухлетнего возраста мы плавно про­ходим все этапы развития и даем возмож­ность ребенку гармонично познавать мир.

С четырех лет дети знакомятся с геогра­фической картой мира, а к шести уже спо­койно оперируют временами года и могут отличить сезоны и месяцы. Последний блок в программе — патриотический. Дети рабо­тают с картой России и к концу обучения материк Евразия для них — не просто место на карте. Дети знают (и, что важнее, могут показать) Уральские горы, животных, оби­тающих в разных концах нашей страны, и символику государства.

Поделится