Каждый родитель, желая дать своему ребенку как можно больше полезных знаний, рано или поздно сталкивается с тем, что его возможностей не хватает. Детские сады, конечно, помогают в освоении мира, но и этого недостаточно – существует пропасть между тем, что требуют школы и что дают детские сады. В первом классе ребенок должен иметь представление о, например, состояниях воды, классификации животных и их признаках, должен владеть над- бытовой лексикой. Ольга Отпущенникова, директор детской студии «Синяя птица», рассказала, как безопасно познакомить ребенка с окружающим миром.
Первый этап развития ребенка – сенсорный, и он начинается с самого рождения. Не нужно ждать удобного момента. Знакомьте вашего малыша с окружающим миром! Чем быстрее ребенок начнет ясно ощущать себя в этом мире, тем быстрее он начнет его осознавать. Холодная и горячая вода, громкие кастрюли и мягкие кошки – всё это дает огромное количество информации маленькому человечку. Давая возможность прикоснуться к бытовым вещам, вы формируете прекрасную базу для любознательности и развития интеллекта. Даже простые действия формируют в мозге важнейшие нейронные связи.
Но не только дом дает пищу для развития ребенка. Выходя во двор, вы попадаете в прекрасную развивающую среду. Используйте прогулки по максимуму, закрепляйте
«пройденный материал» и знакомьте ребенка с чем-то новым. Если вы поймаете жука и покажете ребенку, то в его глазах будете бесстрашным супергероем! А такой авторитет, поверьте, дорогого стоит! Дарите детям новые ощущения, озвучивайте окружающее пространство, трогайте травку, лавочку, песок и асфальт. И пусть на этом этапе ребенок не может назвать предметы, которые он трогает. Но уже в этот момент в памяти откладывается много важной информации, которую он будет использовать в дальнейшем.
Начиная примерно с двух лет, ребенок вступает в аналитический этап развития. В это время идет сбор информации и формирование образа, наращивается словарный запас. Для полной картины необходимо не только увидеть предмет, но и потрогать его (а если можно, то и попробовать), сравнить с чем-то похожим. Читайте ребенку ежедневно! И не только сказки, а еще короткие рассказы о природе. Чтение стимулирует анализ, восприятие и запоминание информации. А дополнительные занятия способствуют формированию речевых центров.
Не стоит усаживать ребенка перед телевизором в надежде, что он просмотрит научно-популярный фильм и всё запомнит. Ведь главное – не просто передать знания, а организовать процесс познавательной деятельности, в ходе которой ребенок сам «откроет» для себя что-то новое. Делайте с детьми опыты! В ходе опытной деятельности дети учатся выстраивать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, развивая доказательную сторону своей речи, а также учатся предугадывать результаты опыта, то есть развивают логическое мышление.
С трех лет наступает следующий этап, на котором ребенок знакомится с миром терминов и абстрактных понятий. Река, равнина, лес… Теперь для ребенка слово – не просто набор букв, а конкретный образ. Программа, по которой работают педагоги из центра «Синяя птица», основана не только на работах классиков психологии и педагогики, но и на собственном, более чем десятилетнем опыте. Начиная с полу- тора-двухлетнего возраста мы плавно проходим все этапы развития и даем возможность ребенку гармонично познавать мир.
С четырех лет дети знакомятся с географической картой мира, а к шести уже спокойно оперируют временами года и могут отличить сезоны и месяцы. Последний блок в программе – патриотический. Дети работают с картой России и к концу обучения материк Евразия для них – не просто место на карте. Дети знают (и, что важнее, могут показать) Уральские горы, животных, обитающих в разных концах нашей страны, и символику государства.