Поколение Альфа

Осторожно: Дети поколения «Альфа»

Современные дети не знают жизни без интернета и быстрее учатся искать мультики на ютубе, чем говорят первые слова. Австралийский учёный МакКриндл предложил называть людей, родившихся после 2010 года «Альфа». Сейчас это самое молодое поколение, которое однажды будет вершить судьбу человечества. Интересно, каким сделают мир нынешние дошколята и ученики младших классов? Об особенностях «Альфа» и о том, как воспитывать современных детей А42.RU рассказала педагог, психолог и руководитель детского центра «Синяя птица» Ольга Лавриненко.

 

«Альфа поражают своими умственными способностями»

Навыки, ценности и модели поведения того или иного поколения являются ответом на среду, в которой вырастают и живут его люди. Технологический прогресс, уровень обеспечения базовых потребностей, экология, идеологии и социальные движения, стиль воспитания родителей — всё это обуславливает, какими станут новые люди. Мы спросили Ольгу Лавриненко, как условия последнего десятилетия отражаются на «Альфа».

— При рождении дети почти ничем не отличаются от других поколений. Безусловно, они слабее своих предков в физическом плане, потому что экология современных городов и гиподинамия будущих мам не способствует рождению здоровых детей — объясняет педагог. — Однако, дети остаются всё такой же tabula rasa, на которой будет написано всё, что проецирует на ребенка окружающий мир. Современные дети с рождения окружены заботой и поддержкой со стороны родителей и медицины, поэтому перед организмом ребёнка не стоит задача выжить любой ценой. Зато очень актуально: чем себя занять? Поэтому у малышей заметно превалирует умственная деятельность в отличие от физической. «Альфа» поражают своими умственными способностями. Они читают стихи и одновременно могут производить математические расчеты в уме. Это дети сцены и подиума, которые легко и непринужденно чувствуют себя даже перед большой аудиторией. Это звёзды Ютуба, набирающие миллионы просмотров, и самые юные в истории киберспортсмены, зарабатывающие миллионы долларов.

Эволюция или деградация?

 «Альфа» с рождения окружены гаджетами и интернетом. По словам Ольги, цифровизация, с одной стороны, подарила им гибкий ум и скорость мышления, но, с другой, фундаментальным знаниям дети стали предпочитать информационный фаст-фуд. А их родители, выращенные на запретах пользоваться социальными сетями и играть в стрелялки, считают ограничения злом и закрывают глаза на то, что их дети уже с пеленок тянутся к телефонам и планшетам.

Можно возразить, что это всего лишь новая реальность, и дети в ней другие. Может, телефон в руке и взгляд, сосредоточенный на экране, и есть образ человека 21-го столетия? Может, так и должно быть?

— С одной стороны, техника освобождает мозг от необходимости совершать простые, но требующие времени операции: легче посчитать с калькулятором, проще переводить с Гугл переводчиком, комфортнее писать на телефоне с Т9, удобнее определять время по электронным часам. Но если только представить, что гаджетов не будет под рукой, что в один прекрасный момент отключится интернет, мозг будет неготов считать, писать и анализировать в таком объеме, потому что он забыл, как это делается!

Конечно, смартфоны и компьютеры уже давно являются частью нашей жизни, нельзя отрезать детей от технологий. Но тут происходит подмена понятий. Родители говорят: «Какой сообразительный малыш!», глядя на то, как ребёнок ловко управляется с телефоном. Однако сообразительность и способность ориентироваться в функциях гаджета — не признак интеллекта. Дети гуглят много информации, но предпочитают не читать книги, а посмотреть видеообзоры, которые порой дают недостоверную информацию. Могут перечислить замысловатые имена героев в игре, но при этом не могут запомнить дат, имен или событий реальной жизни. А недавно был невероятный случай! Педагог показывает детям в окно птичку. Девочка шести лет начинает совершать разводящие движения указательным и средним пальчиком по стеклу. На вопрос педагога, что она делает, девочка возмущенно отвечает: «Я хочу поближе посмотреть, но почему-то не приближается!». Воистину девиз нового поколения: «Не надо прогибаться под изменчивый мир. Пусть лучше он прогнется под нас!».

Страдает и навык коммуникации: дети не очень стремятся общаться вживую, им интересней контактировать с помощью проводника в виде мессенджера. Поколение «Альфа» считают лишенным агрессии. Увы, это не так. Просто их агрессия перешла в уровень дистанционных злых шуток и мемов в соцсетях. Детям проще словесно «уничтожить» своего оппонента, чем высказать это в глаза при встрече и тем более подраться, выразив своё «против». Но хорошо ли то, что люди уже с детства дистанцируются друг от друга?

Кто виноват?

Безусловно отрицательное влияние на формирование личности детей нового поколения оказывает новая информационно-технологическая среда.  Но самое большое отрицательное влияние оказывают сами родители, не знающие как воспитывать детей и не очень то желающие напрягаться в этом плане. Ведь для того, чтобы воспитать ребенка, нужно сначала воспитать себя!

Родители качают головами: «Ой, у нас сверхчувствительный ребенок!, созерцая истерики своего чада по любому, порой даже незначительному поводу. Они путают невоспитанность ,нежелание быть лояльным и своенравие своих чад с чувствительностью. К своим десяти годам дети уже четко просчитали своих родителей и способны умело манипулировать ими, включая различные режимы реагирования на ситуации. Заставляют что-то делать, а особенно отложить телефон? Дети включают полное отчуждение и игнор, как будто они оглохли и окаменели, мастерски впадают в обморочное состояние, даже с признаками асфиксии и тахикардии, плачут так, что сжимается сердце, уходят из дома! Они смело вступают в  пререкания, легко выводят родителей из равновесия и сами как-бы оказываются «жертвами» неадекватных родителей, которые орут и хватаются за ремень. Или просто уводят родителей от темы долгими разговорами на отвлеченные темы. И родители сдаются, потому что нужно приложить усилия, чтобы переиграть своё хитрое чадо. Ведь на это нужны сила и энергия. А после работы родителям и самим хочется отдохнуть в тишине со своими гаджетами.  Вотсап, инстаграм, компьютерные игры — это не чуждо сейчас и взрослым. А если на всё это после работы уделить время, то на ребенка-то его и не останется! Проще дать ему планшет или включить мультики – и в доме тишина, ребенок «занят» и конфликтов меньше.

В «Синей птице» знают, как справляться с юными манипуляторами и не поддаваться на психологические уловки. В центре царит дружелюбная атмосфера, преподаватели обучают детей через игры и коммуникацию, но только строгое соблюдение границ и правил в совокупности с остальным позволяет преподавателям добиться результатов в воспитании.

—Мы знаем, как найти подход к любому ребёнку и заставить его трудиться и взаимодействовать с окружающими правильно. Через некоторое время родители удивляются, что в «Синей птице» ребенок ведёт себя как ангел, а дома ничего не меняется. Дело в том, что в их отношениях всё остаётся по-прежнему, а у нас консенсус основан на внимательном, добром, но строгом отношении к детям. Мы играем с ними, дарим позитивную энергию, но при этом выставляем рамки поведения, которые не нарушаются никогда. И дети принимают условия игры.

Поэтому в «Синей птице» занимаются не только дети, но и взрослые! Мы очень плотно взаимодействуем с родителями, советуем, как поступать в тех или иных ситуациях. На каждом занятии педагоги рассказывают о пройденном материале, знакомят родителей с нормами знаний и умений для каждого возрастного этапа и обязательно дают родителям домашние задания! Так мы вместе, объединяя усилия, помогаем ребятишкам реализовать свои лучшие качества, развивать свои навыке в балансе, вырастать гармоничными личностями, способными действительно поражать своими знаниями и умениями.

11 советов для родителей «Альфа»

Для тех, кто хочет преумножить достоинства своего альфа-ребёнка и сгладить деструктивные качества, Ольга Лавриненко предлагает соблюдать несколько рекомендаций.

Найдите баланс

Дети новых поколений действительно очень чувствительны к критике и строгости, поэтому с ними лучше налаживать диалог. Однако с младенчества нужно приучать к твердой политике и иерархии в доме. Если что-то нужно сделать, то это будет сделано. Да, можно договориться сделать через 10 минут, а не прямо сейчас. Но не делать не получится. Старших нужно уважать и слушаться.

Проведите анализ

Задумайтесь, почему ребенок капризничает и впадает в истерики? Обратите внимание на стиль общения. Не часто ли вы отступаете назад в спорах с ребенком, когда сначала дали задание, а ребенок закапризничал, и вы сказали: «Ну ладно, не делай.»? Старайтесь больше делать вместе, сохранять спокойствие при капризах, предлагайте компромиссы только в тех случаях, когда это не столь важно. Например, какую конфету выбрать: шоколадную или леденец. Но спрашивать, будет ли он убирать игрушки или нет, не нужно. Как можно раньше приучайте ребенка к слову «надо».

В воспитании не должно быть жестокости.

Но должна быть жесткость! Помогите своему ребенку с детства осознать, что есть рамки поведения, которые нарушать нельзя. Мы не призываем бить ребенка, но он должен знать, что за непослушание бывают наказания. Никогда не зацикливайтесь на одном методе воспитания. В одном случае Вы будете мягко уговаривать ребенка, мотивируя и заинтересовывая его, в другом случае будете приводить кого-то в пример, заставляя проснуться гордость. Когда-то вы строго скажете «нет» и спросите: «А что скажет папа?!». А когда-то Вы щелкнете ремнем рядом с ребенком, чтобы он понял: мама крайне недовольна, нельзя так поступать!

Не проходите мимо!

Увы, исчезло общественное воспитание. Сейчас на улице не сделаешь замечание матерящемуся подростку. Он либо проигнорирует, либо так агрессивно ответит, что Вы побоитесь продолжать. А подзатыльник дать нельзя. «Жестокое обращение с детьми»! Вот и качаем мы головами, что падает культура нации. Потому что дети больше не боятся взрослых и не знают, что такое наказание.

Не проходите мимо свинства! Эти парни и девушки, сидящие на набережной с бутылками в руках и кальяном на асфальте, нагло ухмыляющиеся на замечания, будут работать в школах, детсадах, больницах, администрации и частично сохранят эту наглость и бесчувственность даже в отношении работы и обязанностей! И ваши дети, глядя на такое поведение молодежи так же будут впитывать, что это норма поведения (ведь никто их не ругает и не наказывает)! Задумайтесь, что они будут делать в свои 18 лет?

Правила для гаджетов

Если ребёнок уже обеспечен гаджетами, продумайте политику их использования. Оговаривайте четко, когда и сколько он может играть и общаться в интернете. Договаривайтесь о соблюдении режима работы и отдыха. Если вчера было много свободного времени, и ребёнок сидел в телефоне в целом два часа, это не значит, что сегодня он так же два часа будет играть, а вот пропылесосить не успеет.

Отсрочьте покупку телефона и разнообразьте досуг

Если вы ещё не успели купить ребенку смартфон — не делайте этого! До 12 лет ребенку точно достаточно кнопочного телефона и вечерней игры в компьютер. Большего живого общения и прогулок. Купите велосипед, коньки, ролики, собаку и пусть ребёнок больше гуляет, а лучше гуляйте вместе.

Расставьте приоритеты

Ребенок должен чувствовать и понимать, что приоритетней для него в данный момент не с позиции «Я хочу», а с позиции «Я должен». В системе ценностей на первом месте  должны быть нужды семьи, затем учебные обязанности и только после этого свои желания. Вам не должно быть жалко ребенка заставить мыть пол, когда он  говорит, что «очень устал и голова болит», но при этом ложится на диванчик с  планшетом или телефоном. Жалость – не то чувство, которое воспитывает из ребенка успешного взрослого. Делайте вместе домашние дела, ребенок должен быть Ваш первый помощник, а не потребитель. Вы дадите ребенку кучу поводов гордиться собой, похвалив его за то, что он помог Вам постирать, приготовить, убрать. А потом еще и уроки. И только потом мы отдыхаем и делаем, что хотим!

Больше движения

Занятия спортом для новых поколений – это реальная необходимость поддержания своего тела в форме. Почему снижаются нормы ГТО? Потому что физически до них может дотянуть только треть детей. Хотите сохранить здоровье? Занимайтесь вместе: делайте зарядку, найдите обоюдно привлекательный вид спорта.  И определите ребёнка в секцию!

Внимание и общение

Откладывайте свои  собственные гаджеты, когда приходите домой! У Вас должен быть на 1 месте ребенок . Ведь он из поколения Альфа, и ему очень нужны забота и внимание. Делайте уроки, обсуждайте события дня за ужином, выключив телевизор и отодвинув свой телефон. Читайте в обнимку перед сном. Так ребёнок обогатит свой литературный запас, а в тёплых объятиях перезагрузится его нервная система. При этом вы побудете на «одной волне», у ребенка будет формироваться воображение  и укрепляться память. А главное, он будет чувствовать, что Вы его любите!

Уделяйте внимание друзьям

Отпускайте ребенка гулять во дворе, не бойтесь, что он обязательно попадет в плохую компанию. «Плохих» друзей сейчас легко найти и в интернете!  Приглашайте приятелей к себе и отпускайте в гости к ним, но попросив родителей друга не давать долго сидеть в телефонах. Сами старайтесь чаще гулять вместе, завлекая катанием на роликах, велосипедах, совместными играми на свежем воздухе.

Приучайте к труду

Помните, что каждому возрасту соответствуют свои цели и задачи. Когда вы попросите 15летнего подростка помыть впервые пол, то столкнетесь с волной пререканий, негодования и капризов. А если начнете с 5 лет, то к 15 он будет делать это на автомате и ему не придется тратить эмоции, чтобы смириться с мыслью, что родители собираются использовать его, «золотого ребенка», в бытовых целях.

Дети к десяти годам должны уметь работать подручным инструментом (нож, ножницы, иголка, отвертка), мыть пол, пылесосить, мыть обувь, заправлять кровать, складывать вещи, поддерживать чистоту в доме, ухаживать за домашними животными. Желательно приучать детей к работе на даче, потому что выросшие на асфальте дети плохо контактируют с природой вообще. Например, боятся насекомых, покрываются аллергией, с трудом переносят перемены погоды.

 

Эти рекомендации требуют времени, фантазии и титанических усилий родителей. Но кто сказал, что с «Альфа» будет легко? Только так можно подружиться с маленькими многозадачными гениями и помочь им вырасти цельными и самостоятельными членами общества.

НАШИ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

раннее интеллектуальное развитие;
подготовка к школе;
психологи;
репетиторы;
логопед.

КАК НАС НАЙТИ

Бить или не бить?
Тел.: +7 (3842) 76-30-16
(единая справочная)
www.bluebird42.ru

 

 

Поделится