Сейчас, в начале учебного года очень актуальна тема выбора будущей профессии для ребят, поступающих в 9 и 10 класс. Им предстоит выбрать если не определенный факультет и институт, то хотя бы направление будущей деятельности. На основании выбранного направления учеников определят в профильный класс, где они будут изучать некоторые предметы углубленно.
Как не ошибиться в выборе будущего? На этот волнующий вопрос отвечает руководитель центра раннего интеллектуального развития детей Лавриненко Ольга Владимировна.
В этот переходный, критический момент огромная ответственность за будущее лежит на педагогах, родителях, но, прежде всего, на самих ребятах. Накал событий и эмоций почти всегда зашкаливает перед окончанием школы и выпускными экзаменами. Для того, чтобы избежать трагедий, в первую очередь родителям нужно взять на себя роль главнокомандующего и руку с пульса не отпускать.
Задумываться о будущей профессии своего ребенка родители должны задолго до окончания школы.
Первый этап на пути профориентации ребенка – это зарождение профессиональных намерений в соответствии с общественными и со своими личными потребностями.
Почаще присматривайтесь, к чему склонен ребенок. Предлагайте ему различные виды деятельности, пробуйте ходить в различные кружки. Не бойтесь доверить мальчику приготовить обед или сесть за швейную машинку. И девочек тоже не стоит ограничивать кухней. Чем разнообразнее Вы создадите поле деятельности для ребенка, тем шире будет круг его возможностей. Разговаривайте с ребенком о том, что ему нравится или не нравится в определенных профессиях, которыми занимаются родные и знакомые. Обсуждайте школьные предметы, которые больше нравятся ребенку. Читайте в интернете статьи, описывающие суть интересующих ребенка профессий.
Нужно также учитывать, что одни подростки не осознают серьезность момента и относятся к выбору профессии легкомысленно. Другие неуверены в себе и не могут самостоятельно определиться. И тем, и другим нужна помощь.
Второй этап – целенаправленное профессиональное обучение конкретной деятельности. На этом этапе происходит профессиональное самоопределение личности.
На финишной прямой, в 8-9 классах (для тех, кто пойдет в училище), в 10-11 классах (для тех, кто пойдет в вуз) крайне необходимо, чтобы ребенок попробовал на практике познакомиться с работой, которой ему предстоит овладеть. Если дочь мечтает стать учителем, стоит отправить ее в летний лагерь вожатой. Даже короткий 2-недельный сезон пребывания «по ту сторону баррикад», когда она не побесится с детьми, а попробует их организовывать, может резко изменить ее отношение к детям и к профессии вообще. Мальчику, мечтающему стать программистом будет полезно походить на курсы, где придется утонуть в скриптах и математических формулах, для того, чтобы создать хотя бы подобие простенькой программы. Может быть, иллюзия создать быстренько компьютерную игру и заработать миллионы долларов покажется уже не такой легко достижимой и даже привлекательной.
Для того чтобы определиться с выбором профессии, необходимо также соотнести множество различных факторов: обдумать не только свои потребности, мечты, интересы и способности, но также учесть состояние здоровья, темперамент личности и даже территорию проживания.
Девушке, мечтающей стать переводчиком, стоит всерьез задуматься, сможет ли она физически переносить постоянные переезды и перелеты, выдержит ли она морально проживание в номерах гостиниц, постоянную смену обстановки, готова ли она к контакту и взаимодействию с множеством разных людей.
Парню, мечтающему о военной карьере и даже преуспевающему по параметрам ГТО, стоит пройти медкомиссию, психологическое тестирование и сдать норматив хотя бы на уровне местного клуба военной подготовки, чтобы убедиться, что он справится с такой физической и эмоциональной нагрузкой.
3 этап – реализация профессиональных устремлений. Отношение к труду, уровень мастерства, творческий подход.
Подросткам (особенно мальчикам) сложно принять факт того, что для достижения цели нужно много работать. Школа кажется рутиной, но никак не ступенькой в будущее. Часто можно услышать рассуждения молодых людей о том, что школа ничего не дает, поэтому нет смысла упорно учиться. Зато учеба в вузе представляется легкой и радостной, ведь там будут учить только любимым предметам. А трудоустройство вообще кажется далекой и еще более радужной сказкой. Как развеять иллюзии и в тоже время не дать ребенку разувериться в себе? Приучать к труду с малых лет. Задуматься о временном трудоустройстве. Любая работа, даже в школьном лагере или в соц.отряде, заставит ребенка смотреть на жизнь более реально. Помочь подростку найти частичную занятость по профилю, где он сможет не просто познакомиться с профессией, но и открыть для себя будущие горизонты матерства.
И напоследок, самое главное, о чем никогда не нужно забывать.
Выбор профессии – задача сложная и совершенно парадоксальная. В борьбе за будущую профессию будет сломано много копий и приложено невероятное количество усилий. Но парадокс состоит в том, что, даже получив желаемое образование, молодые люди волею судьбы могут выбрать совершенно не связанное с профессией трудоустройство. Ни Достоевский, ни Толстой, ни Чехов не учились на факультете словесности, и даже не думали о писательстве. Но так сложилась судьба. А в современном мире подтверждений этого парадокса еще больше. Один только КВН чего стоит! Сколько молодежи, которые пришли учиться на физмат, чтобы стать инженерами или программистами, вместо этого становились звездами шоу-бизнеса!
Дорогие родители, верьте в своих детей, вкладывайте в них самое лучшее, что есть в вас! Помогайте им определиться в этом мире. Но не ожидайте, что их судьба будет полностью под Вашим чутким контролем и не свернет на совершенно другую дорогу. Главное чтобы эта дорога была позитивной и полной будущих свершений!
Проспект Шахтёров, 88
Телефон +3 3842 76 30 16, +7 923 600 8848
Проспект Октябрьский, 77
Телефон +7 906 924 4481
40 лет Октября, 18
Телефон +7 951 166 0591