127

Психолог в детском центре: мифы и реальность

Миф 1. Психолог занимается только проблем­ными детьми. Если родитель уверен, что всё в порядке, то никакие психологические занятия не нужны.

Это одно из самых распространенных заблуждений. Психолог — это специалист, работа которого включает множество аспектов. На ранних этапах развития — это правильное формирование основных пси­хических процессов: память, внимание, мышление. В дошкольном возрасте боль­шее внимание придается социализации и психологической адаптации личности. Очень важно помочь ребенку адаптиро­ваться к изменяющимся условиям. И на занятиях в игровой форме дети отраба­тывают правильные модели поведения и реагирования. Вторым важным моментом является формирование четкой внутрен­ней мотивации к обучению, развитие спо­собности концентрироваться и выполнять любые учебные задачи. Для школьника умение не только усидеть на одном месте в течение урока, но и еще эффективно усваивать материал — залог успешного об­учения.

Миф 2. Интеллектуальное развитие — самое главное при подготовке к школе.

Специалисты центра «Синяя птица» уве­рены, что главное при подготовке к школе — готовность не только ума, но и тела, и души. Большой блок занятий посвящен работе с эмоциями. Сегодня дети очень жадны до впечатлений, но не умеют «про­живать» свои эмоции, не умеют их опре­делять. Очень важно научить ребенка чув­ствовать мир и себя в этом мире, показать его потенциал и варианты развития. Боль­шое внимание уделяется работе с цветом. Уже пяти летние дети могут раскрасить свое настроение, отделить свои чувства от чувств окружающих. Шестилеточки про­водят более серьезную работу. Пропуская эмоции через свое тело, они учатся эмпа­тии, принятию мира во всем его многооб­разии и способности отдавать частичку себя другим. Мозг всегда тянется за телом. Главное — правильные приоритеты.

Миф 3. Родители и сами могут прекрасно под­готовить ребенка к школе.

Нет сомнений, что родители много вкла­дывают в своего ребенка. Но чаще всего они действуют интуитивно в общении с ним. Для хорошего результата важно не только наполнение занятий и общения, но и системность. Вряд ли мама, сидя вечером за чашкой чая, думает: «Я сегодня уделила внимание формированию концентрации, поработала с ребенком над чувством рит­ма, долговременной и краткосрочной па­мятью. Завтра мы займемся абстрактным и вариативным мышлением». Поддержать такую вот системность в занятиях — задача психолога. Кроме работы над памятью, мышлением, эмоциями, психолог уделяет много времени артикуляции. Расслабление мышц артикуляционного аппарата — зада­ча сложная, но решать её просто жизненно необходимо, так как на этом строится наша речь. Пропевание звуков, проговари- вание коротких потешек и даже кричалок на занятиях несут в себе большую терапев­тическую задачу. То есть только совмест­ная работа психолога и родителя может привести к хорошему результату.

Миф 4. Проблемы родителей не влияют на ребенка.

Часто бывает так, что родители приходят с конкретным запросом. Но в процессе консультации специалист понимает, что проблема по большей части кроется не в ребенке, а в родителе. И тут начинается противостояние. Вместо признания факта проблемы психолог видит глухую оборону. Родителю проще закрыть глаза на реаль­ность и убедить себя, что проблемы нет.

Но это тупиковое поведение. Все пробле­мы родителей (абсолютно все!) отражают­ся на ребенке и его реакциях. Привычные алгоритмы общения невозможно изменить без совместной работы психолога, роди­теля и ребенка. Даже если ребенок освоит адаптивные модели поведения, нерешен­ные проблемы семьи будут влиять на него с очень большой силой. Важно помнить, что гармоничные родители — залог счаст­ливой семьи.

Миф 5. Психолог — это врач, который имеет волшебную таблетку от всех проблем.

Психолог — это не врач. Он выполняет роль своеобразного проводника между человеком и решением его проблемы. Как правило, сталкиваясь с той или иной си­туацией, родители (да и любой человек) ищет причину вовне. Признать наличие внутренней проблемы — один из первых и самых важных шагов. Основная задача психолога — выслушать человека и указать ему на дверь, которая закрыта, на про­блему, которая мешает жить в гармонии с собой. И тут начинается большая внутрен­няя работа. Важно не только увидеть эту дверь, признать её наличие, но и сделать несколько шагов по преодолению себя. Те, кто справляется с этим, получают просто колоссальный результат, и только тогда внешний мир и обстоятельства меняются. Путь развития ребенка очень непростой. Важно, чтобы его сопровождали грамот­ные и открытые люди, готовые всегда при­йти на помощь. Центр развития «Синяя птица» — это ваш компетентный помощ­ник в нелегком деле воспитания личности.

Поделится