Школа готовит детей к жизни. А кто подготовит их к школе? В предыдущем номере мы уже рассказывали о детской студии «Синяя птица» – уникальном месте, где команда педаго- гов-профессионалов не только учит детей читать, считать и говорить по-английски, но и (это главное) раскрывает их потенциальные возможности, развивает способности и навыки. В этот раз «Авторский проект» попросил директора студии Ольгу Лавриненко рассказать нам об обучении чтению.
Ольга Лавриненко: Акцент в разработке программы мы делаем на чтение, развитие речи, письмо и математику – это те знания, которые реально пригодятся в школе. Но изюминка в том, что мы не только даем формальные знания, но и всестороннее развиваем и воспитываем детей. Такой подход для нас очень важен, поэтому мы включили в программу английский, художественное воспитание, изучение окружающего мира и психологическую адаптацию.
Все эти блоки входят в каждое занятие – смена деятельности делает его динамичным, ярким. Дети легче воспринимают большой объем материала и при этом не устают.
Все методики обучения – авторские. Конечно, при составлении программы мы опирались на различные методики (Колесникова, Жукова, Глен Доман, Монтессори, Шевелев): по крупицам собирали самое важное, добавляли наше собственное восприятие процесса. Все это объединили и выбрали лучшее.
А самое главное – мы привнесли вдохновение в процесс обучения!
Как мы учимся читать В первые два месяца дети знакомятся с алфавитом. Нам нужно убедиться, что все дети знают, как звучит буква – именно знание звуковой формы буквы поможет ребенку научиться быстро складывать слоги. При изучении букв мы активизируем ассоциативное мышление ребенка, которое помогает крепче связать образ буквы и ее звучание в памяти.
Старшие дети знакомятся с названием букв, их местом в алфавите. Таким образом мы разводим понятия «звук» – «буква». Затем дети переходят к чтению.
Начинаем с чтения простых слогов и слов в форме игры и сказок. Особенность нашей методики обучения чтению в слиянии двух техник: аналитического и синкретического чтения. Аналитика – формальное соединение букв и запоминание их фонетической формы. Синкретика – восприятие и запоминание слова целиком, не разделяя его на отдельные элементы. Ребенок не должен думать, сможет он это сделать или нет. Он должен почувствовать, что это интересно и легко, и что он хочет читать.
ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ МОМЕНТ, О КОТОРОМ МНОГИЕ ЗАБЫВАЮТ: КАК БЫСТРО РЕБЕНОК НАУЧИТСЯ ЧИТАТЬ, ЗАВИСИТ НЕ ТОЛЬКО ОТ ЕГО ЗНАНИЯ АЛФАВИТА И БУКВ. В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ ГОТОВ К ЧТЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ.
Как научить ребенка читать?
Советы родителям:
- Учите буквы звуками. А если решили выучить алфавит, то объясняйте сразу: буква «Б» называется [бэ], а звучит [б]. Именно ее звуковая форма нужна при чтении.
- Помните, что вам тоже будет сложно учить сочетания китайских иероглифов. Поэтому не кипятитесь, если ребенок в десятый раз раздумывает, как же этот слог читается. Находите всевозможные ассоциации, чтобы создать образ каждой буквы в памяти ребенка.
- Используйте различные игры при обучении чтению. Помните, что в детском возрасте только игра является положительной мотивацией и двигателем прогресса. «Должен» и «обязан» могут наоборот, отбить всякий интерес и надолго затормозить процесс обучения вообще.
- Не зацикливайтесь именно на устной работе. Раскрашивайте буквы, пишите их, лепите и даже вырезайте!
- Ищите выученную букву в словах, которые найдете вокруг: в журналах, книгах, на вывесках. Изобразите восторг, если ребенок узнал и сам назвал букву: поддержите эмоционально своего маленького ученика. Ваши искренние чувства будут для него хорошим мотивом выучить еще что-нибудь новое, чтобы еще раз увидеть ваш восторг!
- Читайте ребенку ежедневно! Это сформирует представление о том, что чтение – это неотъемлемая часть жизни и позволит в школьном возрасте легче воспринимать необходимость прочитывать большой объем информации.
- Уделяйте внимание артикуляции и произношению. Если ребенок произносит какой-то звук неправильно, то и букву он свяжет с неправильным звучанием. Учите в первую очередь те буквы, которые ребенок хорошо произносит и старайтесь ликвидировать дефекты речи, занимаясь самостоятельно или с логопедом.