Статьи

Как подготовить ребёнка к школе

Современные родители уже давно не задаются вопросом: нужно ли готовить ребёнка к школе? Они уверены — это необходимо. Поэтому с раннего возраста малыша начинают обучать чтению и счёту. Однако, как утверждают специалисты, эти навыки не так уж и важны для будущих первоклассников.Руководитель детской студии «Синяя птица» Ольга Лавриненко рассказала журналу «Птица», на что стоит обратить внимание родителям при подготовке детей к школе.

Что нужно уметь будущему первокласснику?

Уровень знаний дошколят в возрасте 6-7 лет обычно оценивают по шести параметрам:

Внимание

Дети должны выполнять задание не отвлекаясь около 15 минут, находить 5-6 отличий между предметами, удерживать в поле зрения 8-10 предметов, самостоятельно выполнять задание по предложенному образцу, копировать в точности узор или движение.

Память

Будущим школьникам несложно запомнить 8-10 картинок, рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины, повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

Мышление

В этом возрасте дети могут определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9-10 частей, находить и объяснять несоответствия на рисунках, находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

Математика

Перед школой семилетки должны называть числа в прямом и обратном порядке, соотносить цифру и число предметов, составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий, уметь измерять длину предметов с помощью условной меры, чертить по линейке прямые линии и отрезки, составлять ритмические рисунки, а также ориентироваться на листе бумаги и определять время по часам.

Развитие речи

Что касается разговорных навыков, то дошколятам необходимо правильно произносить все звуки, определять место звука в слове, использовать в речи сложные предложения разных видов. Они должны уметь составлять рассказы по сюжетной картине или из личного опыта, не менее чем из пяти предложений. Кроме того, объяснять значение слов, используя слово-классификатор.

Окружающий мир

Будущие первоклассники без запинки говорят свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Они знают имена и отчества родителей, где они работают и понимают, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Дети должны ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знают названия месяцев, дней недели, текущий год, а также основные виды деревьев, цветов.

3312

Сейчас родители могут протестировать ребёнка даже в домашних условиях, найдя простые тесты в интернете. Но они не дадут полностью достоверного результата, ведь дома малыш находится в зоне комфорта, и зачастую родители не слишком строго относятся, если он что-то не может сказать или сделать. Другое дело, когда ребёнок попадает на приём к психологу, человеку чужому, от которого неизвестно, что ожидать. Психологическое напряжение возрастает в разы, и вот тут-то становится понятно, к чему готов ребёнок, а к чему нет. Если дома детям достаточно 10-15 секунд поразмышлять, какой месяц идёт после февраля, то на вопрос педагога молчание может сильно затянуться, и ребёнок не сможет выдать знания, которыми вроде бы и обладает.

Три грани готовности к школе

Знания — не единственное, что имеет значение для будущих первоклашек, прежде всего, они должны быть готовы к школе психологически. Эксперты выделяют три направления — личностную, волевую и интеллектуальную готовность.

Личностная готовность подразумевает под собой умение войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей. Умение ребёнка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости и находить компромиссы — качества, обеспечивающие безболезненную адаптацию к новой социальной среде. К тому же эти навыки способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.

792

Ребёнок должен быть готов к социальной позиции школьника. Если родители позволяли себе говорить: «Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?» или же «Не хочешь писать? Ну, ладно. В школе всему научишься», то они рискуют столкнуться с категорическим отказом ребёнка учиться. Так что взрослым необходимо формировать о школе правильное представление, прививать детям уважение к учителям и избавлять их от страхов.

Едва ребёнок поступит в школу, как на его хрупкие плечи ляжет огромное число разных заданий. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа. А для этого необходима волевая готовность.

К шести годам происходит оформление основных структур волевого действия. Но ребёнок ещё не совсем может самостоятельно поставить цель, создать план действия, реализовать его и оценить результат. Развить волевые навыки детей и при этом не навредить психике поможет игра. Превратите квартиру на период уборки в палубу корабля, космодром, больницу, где «важные» задания выполняются с удовольствием, а не потому что так надо. И у ребёнка из игры в игру будет складываться стереотип поведения, помогающий формировать его волю. Со временем игра отойдет на второй план, а хорошая привычка останется.

Дошкольники уже умеют анализировать собственные движения и действия, поэтому они могут намеренно заучивать стихотворения, отказаться от игры ради выполнения какого-либо «взрослого» задания. В их действиях уже должна быть последовательность и стремление довести начатое до конца. Это важно для развития гармоничной личности. Покажите пример своим поведением, демонстрируйте ребёнку, что вам интересно почитать про дельфинов, или очень хочется сделать аппликацию, и малыш тоже заинтересуется. Потому что вы в этот момент товарищ, соратник, а не контролирующий надзиратель.

Разумеется, интеллектуальная готовность также крайне важна. Но умственное развитие заключается не только в большом словарном запасе. Условия жизни изменились. Теперь ребёнка окружают разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости.

Ребёнок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ним занимаются. Причем не специально обучая, а при обычном общении.

Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность, но часто случается, что в школе, даже начальной, у детей возникает интеллектуальная пассивность. Она приводит их в число отстающих. Происходит это вследствие «пичканья» детей информацией.

Как этого избежать? Психологи советуют иногда не отвечать на вопросы шестилетних «почемучек». Дети иногда злоупотребляют вопросами, уже не интересуясь ответами, им нужно лишь привлечь внимание. Поэтому в ответ на очередное «почему» скажите: «А ты как думаешь?». Это перенаправит энергию ребёнка от простого сбора информации на анализ уже имеющейся, и она сам найдёт ответ. Позвольте малышу научиться самостоятельно ориентироваться в окружающей среде и осмысливать полученные сведения. Но при этом будет нелишним обсудить с ребёнком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что он понял определённое явление природы, поступки животных или людей.

В центре «Синяя птица» программа подготовки к школе содержит все элементы, необходимые для полноценной подготовки к школе. Безусловно, дети научатся читать, но помимо этого они приобретут огромное количество навыков и знаний, которые пригодятся им в школе.

Добавить комментарий