Первый раз в первый класс… Совсем скоро прозвенит первый звонок для малышей. Для всей семьи это непростое испытание. Новый коллектив, новые правила и требования составляют для ребенка достаточно большой стресс. Руководитель центра раннего развития «Синяя птица» Ольга Владимировна Лавриненко рассказала про готовность к школе и как помочь ребенку адаптироваться в новых условиях.
Готовность к школе – важная составляющая успешной адаптации в новых условиях. Она делится на:
- когнитивную – область познания, где проверяется интеллект и знания, которые есть у ребенка;
- психологическую – мышление, память, логика и другие психические процессы;
- эмоциональную – реакции ребенка и умение с ними совладать.
Смена ведущей парадигмы сказывается абсолютно на всех сферах. Сегодня родители все больше оберегают детей от жизненных потрясений и ситуаций «неуспеха». Меняются возрастные рамки и условия развития. С одной стороны, повышаются требования, но в то же время родительская опека становится все более тотальной. Для того, чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в обществе и успешно адаптировался в любой ситуации необходимо следовать некоторым рекомендациям.
ЧЕМ МОГУТ ПОМОЧЬ РОДИТЕЛИ?
Традиции в семье
Традиции – необходимый атрибут здорового развития психики ребенка. Они дают ощущение твердости, преемственности поколений. Ценности семьи, моральные устои и принципы, хранящиеся и передающиеся от дедов отцам, помогают ребенку правильно выбирать модели поведения и способы реагирования на различные ситуации. Ребенок должен осознавать иерархию семьи и занимать в ней свое место, не становясь царьком или тираном всего семейства. Проявляя уважение к старшим, прислушиваясь к их советам, он будет более успешен в общественных отношениях.
Дисциплина и порядок
Для того, чтобы ребенок развивался полноценно, нужна дисциплина. Капризы, неподчинение родителям стопорят развитие ребенка и делают его инфантильным. Молодые родители часто боятся отказать капризуле. Малыш должен знать четкие границы дозволенного и недозволенного.
И эти границы не должны сдвигаться по капризу или мимолетному желанию чада. Нельзя значит нельзя. Раньше соблюдение правил было не жестокостью, это был закон выживания. Но и сейчас дисциплина и порядок очень важны для формирования у ребенка правильного осознания себя, как единицы огромного общества.
Нематериальные мотивы
Ребенку важно получать позитивное одобрение своей деятельности. Все чаще родители используют материальные стимулы: подарки, сладости и т.д. Такой подход приводит к быстрому пресыщению. Обещание купить конфетку или игрушку недолго будут мотивировать ребенка к занятиям и выполнению обязанностей. Часто дети отказываются заниматься просто из-за недостатка собственных энергетических ресурсов. Дайте им дополнительный источник энергии, исходящий от Вас, и Вы увидите, как Ваш малыш делает успехи! Ребенку любое занятие покажется неинтересным и нудным, если мама задала его, а сама пошла на кухню или болтает с подругой по телефону. Занимайтесь вместе, будьте рядом, обнимите! Пообещайте после занятия поиграть в прятки или погулять вместе и результат превзойдет ваши ожидания! Дети нуждаются в нашем живом участии, в нашем живом сердце!
ЧЕМ МОГУТ ПОМОЧЬ УЧИТЕЛЯ?
Самое главное в работе педагога с дошколятами – это показать им, с какими трудностями они могут столкнуться в школе и максимально подготовить их к новому жизненному этапу.
В рамках подготовки к школе у нас на занятиях с первых дней идет работа по формированию авторитета учителя. Обучение правилам поведения на уроке в игровой форме дает возможность дошкольнику постепенно адаптироваться к такому понятию как «урок» и «учитель». И как только дети адаптируются к новым дисциплинарным условиям, процесс обучения ускоряется в разы! На переменках мы прыгаем и «орем» кричалки, а за партами мы сосредоточены и работаем в тишине. Мы мотивируем детей и материально (они получают яркие печати-оценки в тетрадках), и в то же время отдаем им всю нашу энергию, энтузиазм и задор для того, чтобы даже математика была как яркое приключение. Что касается интеллектуального развития, мы не стремимся запихивать детям в голову гигабайты информации, мы стремимся развить навыки ребенка. Развитая речь, моторика рук, мышление и память позволят ребенку в школе справляться с любым информационным потоком.
Детский центр «Синяя птица» уже несколько лет практикует занятия по психологической подготовке к школе. Она включает ^ в себя большой блок психологических игр. Эти занятия направлены на то, чтобы ребенок вышел из состояния комфорта и пережил неприятные или непривычные эмоции. Проигрывание ситуации «неуспеха» под чутким контролем педагогов формирует правильные модели поведения. После каждой игры педагоги обязательно проводят беседы по расстановке акцентов, которые помогают детям успешно адаптироваться в школе Контрольные работы и выход к доске направлены на осознание собственной ответственности. Для ребенка это сильная эмоциональная встряска. Педагоги аккуратно направляют детей, подбадривают, и в итоге, вселяют уверенность в них. Участие в таких игровых моделях дает возможность юному ученику чувствовать себя более успешным в школе. Комплексный подход, который применяется педагогами в работе с детьми и родителями уже на практике оправдал себя. Дети, прошедшие данную программу, легко вписались в школьные коллективы. «Синяя птица» подготовит ваших детей к успешному началу нового этапа в жизни.