Статьи

Первый раз в первый класс

Какие страхи преследуют родителей будущих школьников

Если вы родитель, чей ребёнок вот-вот пойдёт в первый класс, то данная статья вас не спасёт. Возможно, она успокоит тем, что страшно не только вам, но не спасёт. Ведь начинать морально готовиться к школе стоит заранее: и ребёнку, и его родителям. Мы обсудили с руководителем центра раннего развития «Синяя птица» Ольгой Лавриненко, что тревожит мам и пап первоклашек накануне 1 сентября и как можно минимизировать эти страхи.

Непростая социализация

Социализация и психологическая адаптация к школе — самое тяжёлое для ребёнка. Дети стекаются в один класс неведомыми путями. И часто получается так, что в одном пространстве вынуждены взаимодействовать ребята из разных слоёв общества. Есть избалованные дети богатых родителей, привыкшие получать всё и сразу, они не особо хотят учиться и чаще всего ищут, чем развлечься. Другая сторона — дети улицы, которым хочется выяснить, кто не боится ввязаться в драку. И третья группа — обычные дети интеллегентов, которых подавляют с обеих сторон. Главная задача учителя — выстроить взаимоотношения в классе.

136

— Ребёнка надо психологически готовить к тому, что он может столкнуться с несправедливостью, обзывательствами, унижениями, учить его на конкретных примерах, как выходить из подобных конфликтов. Например, мы на занятиях разбираем, что делать, если тебя обидели. Можно ли ударить одноклассника, если он тебя ударил, и так далее. Очень важно выстроить взаимоотношения с учителем, чтобы он не спускал такие ситуации на тормозах. Кроме того, ребёнок должен быть готов к тому, что в классе будут дети, которые умнее, успешнее и активнее него.

Гиперчувствительный ребёнок

Есть категория детей, которые не могут постоять за себя. Ещё в садике такие детки часто жалуются, что их обидели или не дали игрушку. Они не умеют налаживать отношения. Подобное поведение — сигнал вам, родители. Ребёнка нужно мотивировать, чтобы он не давал себя в обиду, не боялся, знал, что у него есть силы ответить.

— В школе у гиперчувствительных детей ещё одна проблема: они не жалуются. Они могут долго скрывать, страдать внутренне. Из-за этого у них появляется слабость, они часто хотят спать, не успевают делать уроки. А причина — в психологическом перенапряжении. Очень жаль, что зачастую учителя «не разруливают» такие ситуации. Педагог обязан защитить интересы подавляемого ребёнка, но сделать это так, чтобы не сложилось впечатление, что учитель — какой-то монстр.

137

Вот конкретный пример: сидят на уроке дети, один толкает другого локтём, долбит и долбит. Что делать ребёнку, который испытывает на себе агрессию? Не замыкаться, а защищать себя. Развернуться и спросить, что он хочет. Если ничего, стоит пригрозить: ещё раз толкнёшь, я тебе дам в глаз или расскажу учителю. Мы советуем детям преувеличить ответные меры, привлечь большую силу, чем ты сам собой представляешь. Даже хулиган различает уровни опасности.

Один дома

Некоторые семьи сталкиваются с проблемой: не с кем оставить ребёнка после школы. Теперь режим родителей и первоклассника не будет совпадать — это из садика можно забрать ребёнка в 6-7 часов вечера. Как говорит Ольга Лавриненко, в этом возрасте оставлять ребёнка одного нельзя. Он ещё не готов к тотальному одиночеству, не организован, и, скорее всего, даже не сможет вовремя поесть. Но если это неизбежно, нужно готовиться.

— В вечерние часы после сада можно разыгрывать ситуации «один дома». Поужинали вместе, говорите: нам с папой нужно уйти по делу, ты можешь посмотреть телевизор, порисовать, вот телефон, звони, если что-то случится. В этом возрасте ребёнок не понимает времени, вы сказали, что ушли на час, но это ему ничего не даст: даже 15 минут могут показаться ему пятью часами. Смотрите по ситуации. Начинает звонить, сообщите, что уже едете домой, посоветуйте, чем он ещё может заняться. Если звонит, и в трубке слышатся всхлипы, подержите его ещё немного и потом уже заходите домой. Бояться слёз ребёнка не стоит. Как мы жили в каменном веке? Дети были более подготовленные, они ориентировались в пространстве, времени, чётко понимали запахи, звуки и организовывали себя лучше. Это сейчас у нас дети как будто на облаке плавают, и если их в первый класс без подготовки отдать, всё, привет, психологическая травма.

138

Чужие люди

«Не разговаривай с незнакомыми людьми, не садись в чужую машину» — эти фразы мы слышали от родителей в своём детстве. Прошли годы, но жизнь не стала безопаснее, поэтому своих детей сейчас также нужно предостерегать. Время от времени проговаривайте с ребёнком правила поведения на улице: разговор с незнакомцем может быть только на дистанции и очень коротким — 5-10 секунд, после чего следует прервать разговор и уходить в безопасном направлении, рассказать об этом человеке учителю, знакомой соседке или родителям. Для большего эффекта психологи советуют с детства отдавать ребятишек в спорт — там они учатся быть более активными и давать отпор.

Одна из ваших главных задач — обеспечение безопасности своего ребёнка. Если первоклашке придётся добираться до школы одному, начните заранее учить его правильно переходить дорогу по зебре. Главное, не показывайте ему, что вы боитесь: ребёнок обязательно почувствует ваши эмоции и может замешкаться на дороге.

 

Дурное влияние

Несмотря на то, что в младших классах детей после занятий забирают родители, и они находятся в школе на так много времени, по сути, свободное общение происходит только на переменах, страх того, что на ребёнка будут оказывать дурное влияние, остаётся. Поэтому психологи советуют с малых лет приучать детей к занятости: водить в кружки и секции, устраивать совместные прогулки и поездки.

139

— Зачастую сами родители с работы приходят измотанными, у мам, как правило, ещё много домашних дел, поэтому ребёнок предоставлен сам себе: играет в планшет или смотрит телевизор. Однако если вы хотите, чтобы детство малыша было действительно счастливым, помните, вечерние часы нужно проводить осознанно. Интерес ребёнка подогревается всем, чем угодно, лишь бы не оставаться одному, лишь бы не скучать. Плохая компания — источник энергии, пусть и плохой, но там интересно. Делайте так, чтобы вашему чаду было интересно с вами.

 

Необъективный учитель

В первый месяц у первоклассников идёт дикая адаптация к школе, поэтому родителям нужно быть в плотном контакте друг с другом и с учителем. Даже если педагог хороший, у него не всегда хватает сил решить все проблемы, успокоить каждого ребёнка. Не стоит забывать и о профессиональном выгорании. Поэтому объединяйтесь, создавайте коалицию родителей. Ведь учитель может оказаться необъективным и невзлюбить вашего ребёнка с первого взгляда.

 

Религиозные уроки

Религиозным людям стоит постоянно помнить, что мы живём в многоконфессиональном государстве, и их религия не единственная на свете. Учитель музыки может включить «Утреннюю молитву» или «В церкви» Чайковского, и ничего страшного в этом нет, так как информация даётся в рамках общеобразовательного процесса. Если педагог рассказывает про праздник Пасхи, он не навязывает религию, а лишь помогает ребёнку быть развитым в разных сферах жизни. Семейные устои не пошатнутся, если ребёнок узнает о существовании пророка Мухаммеда или Будды.

140

Оценочная система

Многие родители боятся оценочной системы, но психологи не понимают этого страха.

— Как мы воспитаем детей, если у них не будет развиваться такой важный психологический процесс как рефлексия. Посмотри на себя со стороны, оцени свои действия. Боятся абсолютно нечего, детей нужно оценивать. Они должны понимать, что в жизни не всё одинаково для всех. Для того чтобы чего-то добиться, нужно хоть что-то сделать. Другое дело, когда учитель словами выражает оценку, говоря, например, вы все дураки. Для младших школьников это очень обидно, и такое поведение нельзя оставлять без внимания.

 

Домашние задания

Если вы никогда не занимались с ребёнком, никуда его не водили, однозначно бойтесь школы. Ведь всё, что было раньше с вашим ребёнком, выступало под девизом «хочу», а теперь наступил черёд слова «надо». Чтобы процесс шёл легче, начинайте приучать к слову «надо» с малых лет: надо убрать игрушки, надо зарисовать кружочек, надо вымыть за собой тарелку, надо делать уроки.

По мнению руководителя центра раннего развития «Синяя птица» Ольги Лавриненко, не нужно вообще ничего бояться. Страх сковывает и отнимает радость жизни. Просто нужно тщательно готовиться заранее!