Статьи

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ: ПОЧЕМУ ЗНАНИЯ НЕ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ

Отправляя дошкольника в развивающий центр или студию, родители хотят обеспечить ему условия для будущего успеха в жизни. Начиная с успехов в учёбе: если ребёнок в пять умеет читать и считать, а к семи умножает, делит и вдобавок хорошо говорит на двух иностранных языках, это считается большим достижением.

Родители не всегда задумываются о том, что в первом классе может не понадобиться умение складывать двузначные числа и владеть скорочтением. Зато крайне важно, насколько ребёнок психологически готов к новому этапу жизни.

НЕ НАКАЧИВАТЬ ЗНАНИЯМИ, А РАЗВИВАТЬ СПОСОБНОСТИ

Родители стремятся выбрать программы, обещающие научить читать, писать, считать за короткий срок. Ольга Лавриненко уверена, что нужно не просто учить считать, а развивать математические способности: логическое и вариативное мышление. Не сразу читать, а расширить понятийную базу ребёнка, отработать в устной практике основы грамматики родного языка, развить артикуляцию. Перед письмом не забыть правильно поставить руку. И в целом больше заботиться не столько о наполнении детской головы знаниями, сколько о развитии способностей ребёнка.

— Например, мы разработали беспрецедентную программу по подготовке к ментальной арифметике, направленную на развитие активности мозга, — рассказывает она. — С её помощью ребёнок совершает манипуляции, требующие взаимодействия обоих полушарий. И при таком подходе занятия ментальной арифметикой будут действительно эффективными, когда ребенок достигнет  уже  школьного возраста.

Преподаватели «Синей Птицы» много лет занимаются подготовкой к школе и естественным образом ориентируются на требования, предъявляемые к детям в младших классах. Проработав последние ФГОСы и программы дошкольного и школьного обучения, они сделали неутешительные выводы: готовить детей к школе нужно в первую очередь психологически.

— Навыки — письмо, счёт и так далее — мы давали изначально, — рассказывает руководитель студии. — А исходя из ситуации в современной школе, видим, что нужен ещё и акцент на стрессоустойчивость, улучшение эмоционального фона, повышение самооценки.

УЧИТЬСЯ ПРИХОДИТСЯ И РОДИТЕЛЯМ

В школе обновляются не только программы, но и состав педагогов. Не всегда удается встретить доброго и понимающего учителя. А задания становятся всё сложнее, нелогичнее, запутаннее.

— Это порой такие «мозговые лабиринты», — качает головой Ольга Лавриненко, — что учиться приходится не только детям, но и родителям. Они вынуждены перечитывать учебник, шерстить интернет и звонить друзьям по несчастью, чтобы разобраться, что от ребёнка вообще требуется. Формулировки такие, что сидишь и думаешь: может, это всё-таки в учебнике ошибка, опечатка?

Если стресс испытывают даже родители — что уж говорить о детях. Как же их готовить к школьным занятиям? По словам Ольги Лавриненко, самое главное — подготовить детей психологически.

— В «Синей Птице» мы реализуем целый блок психологической подготовки, — рассказывает она. — В том числе отрабатываем ситуации, в которых ребёнок встречает трудности, и помогаем справиться с последствиями.

ИГРА В КОНТРОЛЬНУЮ

Вот пример: ребёнок сталкивается с заданием, которое он с трудом понимает и не сразу может выполнить. Реакция ребёнка может быть очень разной: от закрытости до мгновенных слёз. Типичных реакций несколько. Кто-то замыкается. Сидит перед открытой тетрадью в смятении и ничего не делает. У других запускается механизм истерики: «Я не понимаю — значит, я глупая! Наверное, все видят, что я глупая!». Третьи злятся: я что, глупый? А из-за кого это?! А это всё из-за учителей! И на первый план выходит злость, агрессия. Дети могут кидаться сумками, рвать тетради, пытаться уйти: «Вы здесь все дураки!».

— Дети не рефлексируют, они просто сталкиваются с проблемой, и им плохо, — объясняет Ольга Лавриненко. — Хотят что-то сделать, но не знают, что. Мы к каждому подойдём, проговорим, вытрем слёзы,  и переключим ребёнка на то, чтобы искать выход, а не поддаваться эмоциям.

Нужно в этом конкретном случае не так уж много: поднять руку, попросить помощи учителя или потихоньку спросить у соседа. Но подводить к этому выходу разных детей нужно по-разному.

— Одних мы ласково успокаиваем, — рассказывает Ольга Лавриненко, — например: «Нет-нет, ты не глупая. Ты вон как читаешь и рисуешь красиво. Не думай так, а лучше сделай кое-что: освободи себя, попроси помощи. Действуй, никто не наругает!». Буянов направляем иначе. Злишься? Отлично! «Подними решительно руку! И так же решительно скажи: „Помогите мне, пожалуйста!“ А то, что ты не понял сейчас задание, не страшно. Такое даже со мной, учителем, случалось».

Дети отыгрывают проблемные ситуации, с которыми им предстоит столкнуться в школе. Это запланированный процесс: задания, в которых эти ситуации должны возникнуть, даже в учебном плане отмечены звёздочкой. Кроме того, педагоги «Синей Птицы» в целом постоянно сопровождают каждого ребёнка, консультируют родителей, определяют индивидуальные особенности поведения детей, дают основные педагогические и психологические советы.

В целом это напоминает обучению плаванию на спокойном мелководье. Малыш постепенно разбирается, как вода реагирует на его движения, какие из них помогают двигаться вперёд. Он учится управлять своим теломи, зная, что в случае чего его всегда подхватит добрый взрослый. Если продолжать аналогию, переход в школу больше похож на выбрасывание на глубине — плыви!

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

— Наша основная задача — сформировать механизм обучения в сознании не только детей, но и родителей, — объясняет Ольга Лавриненко. — И запустить его. Стереотип «вот придёт в первый класс и там его всему научат» уже сломан. Поэтому у детей нужно сформировать чёткую внутреннюю мотивацию к обучению, которая не зависит от внешних посулов. Например, от того, купят что-то родители, если ребенок букву напишет в тетради, или нет. В «Синей птице» дети с первого занятия «хотят всё знать». И даже писать и читать, потому что программа методически выстроена на главном принципе детского восприятия: удивлении! Дети удивляются педагогам, которые «как дети» играют с ними. Они удивляются знакомству с буквами и цифрами, потому что это целое приключение. Их поражают и музыка и знакомство с окружающим миром. А как дети ждут английского! Это же целый водоворот игр и веселья! И даже за партами нескучно! 

Это работает благодаря тому, что программа занятия высчитана по минутам, как театральное выступление. Здесь нет места скучным паузам. Педагоги виртуозно реализуют все учебные моменты как игру. В их арсенале база дидактических и демонстрационных пособий, которые делают каждое занятие неповторимым.

Однако для готовности к школе этого недостаточно. Даже несмотря на то, что дети приобретают необходимые навыки и знания, они всё равно ещё нуждаются в поддержке и внимании родителей.

— И мы готовим к школе родителей! В конце каждого занятия педагоги подробно расскажут обо всём, что происходило на уроке, чтобы было о чём поговорить с ребенком по пути из школы, — рассказывает Ольга Лавриненко. — И обязательно посоветуют, что можно было бы проработать дома. В основном это письменные задания в тетради и речевые темы. Кроме того, педагоги уделяют внимание родителям, с детьми которых возникали проблемные ситуации. Мамы и папы всегда могут задать волнующие их вопросы и получить авторитетный совет. Мы планомерно работаем над тем, чтобы родители помогали детям выполнять домашние задания. Это самое сложное. Ведь дети  очень часто не хотят заниматься дома с родителями и тем более самостоятельно. А родители устают после работы и поглощены то домашними делами, то гаджетами. Мы обязательно объясним, как замотивировать ребенка, как найти время и силы для занятий, и даже как приучить ребенка работать самостоятельно.

УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Важное направление работы «Синей Птицы» — успешная социализация ребёнка: знание своего места в иерархии общества, отработка личностного роста, коррекция поведения.

Дети не просто пришли, сели и учатся читать. Педагоги постоянно мониторят психологическое состояние и развитие воспитанников, подхватывают на развилках их естественного личностного роста, аккуратно направляя в верную сторону.

ПРИМЕР: РАБОТА С МАНИПУЛЯЦИЕЙ

Дети на уроке чтения.

— А Таня суёт мне руки в лицо!

Педагог приостанавливает занятие.

— Дашенька, что ты хочешь этим сказать?

— Ну что она, вот она, суёт мне руки! В лицо!

— А почему ты мне это говоришь?

— Ну сделайте что-нибудь!

Ребёнку пять лет. Это манипуляция, формулировка заимствована у значимого взрослого.

— А что ты хочешь, чтобы я сделала?

— Накажите её!

— Во-первых, у меня нет таких полномочий. А во-вторых, ты взрослая девочка. Ну-ка повернись к Тане. Спроси у неё: ты зачем мне руки суёшь?

Даша вынуждена повернуться и спросить. Таня в недоумении хлопает глазами — теперь все смотрят на неё.

—Танюш, что нужно сказать, когда ты нечаянно обидел кого-то?

— Я не хотела, я случайно! Прости!

— А теперь попроси Таню вежливо, как будто ты принцесса: «Ты мне, Танечка, пожалуйста, больше в лицо руки не суй!».  И улыбнись. Ты же принцесса!

— Мы разрешили конфликтную ситуацию, — объясняет Ольга Лавриненко. — Даша поняла, что манипулировать взрослым не получится, зато она может решить проблему сама — и манипуляции ей не понадобятся. Таня поняла, что она привлекла не то внимание, на которое рассчитывала, и впредь будет осторожнее с соседями. И у мальчиков конфликты подобного рода мы разбираем постоянно. Иногда мы лучше меньше почитаем, но больше поработаем над поведением. Это действует: у всех детей есть адаптационный период, на который приходится наибольшее количество подобных ситуаций, а потом они вливаются в учебный процесс, вникают в суть отношений в классе и начинают учиться. Остаётся лишь иногда отрабатывать отдельные моменты. 

МОЩНЫЙ СТАРТ В ПОДХОДЯЩЕЕ ВРЕМЯ

Результат такой подготовки к школе — не просто читающий и пишущий, а свободный от психологических проблем ребёнок, готовый взять мощнейший старт в подходящее время.

— Знания и умения при подготовке к школе, безусловно, важны, — говорит Ольга Лавриненко. — Но психологическая готовность, развитые мягкие навыки сослужат ребёнку огромную службу. Когда приходит время выходить в школу, они освобождены от своих детских «ты дурак — сам дурак». У них развитое мышление, они спокойно сидят, выполняют задания, взаимодействуют с учительницей, есть понимание её авторитета. Они знают, что учительница — это большая хорошая фигура, её не надо бояться, не надо ничего себе надумывать. Они уважительно относятся к своим одноклассникам, но при необходимости могут себя защитить. Они морально готовы к тому, что они что-то не поймут или не успеют, и знают, что это можно решить — а не вскакивать, или кричать, или плакать за партой, или сидеть и бояться с огромными от страха глазами. В итоге мы получаем не вундеркинда-неврастеника, а спокойного, хорошо развитого школьника. Именно это — прочная платформа и правильный первый шаг к жизненному успеху.